АН "АПРЕЛЬ"

агентство элитной недвижимости

Девиз дня

"Элитная недвижимость в Москве – зеркало успешного размещения инвестиции. И достаточно тому, кто понимает."

Вид Москвы

Хамовники район (Москва)

Главная страница -> Районы Москвы и области -> Хамовники район (Москва)

Герб, геральдика, хамовники, район, Москва
Хамовники — район Москвы. Небольшая территория вдоль Москвы-реки, в восточной части ее глубокой излучины. Расположен в Центральном административном округе (ЦАО) , на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность. Территория района - 1038 гектар, проживает 97 тысяч человек, 2114 тыс.кв.м жилья, 1059 предприятий потребительского рынка и услуг.

В настоящее время граница района проходит: по оси русла р. Москвы, оси Бородинского моста, осям: Смоленской ул. и южного проезда Смоленской ул., Смоленского б-ра, Глазовского пер., Денежного пер., пер. Сивцев Вражек, западного проезда Гоголевского б-ра, далее, пересекая Гоголевский б-р, по осям: Колымажного пер., Б. Знаменского пер., ул. Знаменки, юго-западной границе Боровицкой пл., оси Б. Каменного моста до реки Москвы.

Основные улицы: Садовое кольцо, Смоленский и Зубовский бульвары, Комсомольский проспект (южнее Садового кольца) и улица Остоженка, Третье транспортное кольцо и Московская окружная железная дорога

Герб и флаг района Хамовники. Официальное описание гербовой эмблемы: В щите московской формы колоколовидное опрокинутое серебряное стропило. В верхнем зеленом поле красное опрокинутое укороченное узкое острие, в котором серебряный Храм Христа Спасителя с золотыми куполами. Под острием перекрещенные серебряные свиток и перо, сопровождаемые снизу окантованным золотом голубым цветком льна с золотой серединой.

Объяснение гербовой символики: Серебряное колоколовидное стропило символизирует характерную ландшафтную особенность местности, ограниченной с трех сторон подковообразно изгибающимся руслом Москвы-реки, охваченной каменными набережными. Серебряный Храм Христа Спасителя символизирует уникальное архитектурное сооружение всероссийского уровня, памятник погибшим русским воинам в Отечественной войне 1812 - 1814 годов, восстановленный после разрушения в конце XX века. Скрещенные перо и свиток означают развитую научную, культурную и просветительскую роль муниципального образования, где расположены множество музеев, культурных центров и крупных учебных заведений. Цветок льна указывает на первоначальный промысел местных жителей - ткаческое (хамовное) дело. От имени ткачей - хамовников произошло название местности.

Официальное описание флага: Флаг муниципального образования Хамовники представляет собой двустороннее, прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3. Полотнище состоит из красного опрокинутого треугольника, примыкающего к верхней части полотнища. Габаритные размеры треугольника составляют 51/60 длины и 9/20 ширины полотнища. К треугольнику примыкает выходящее из верхних углов полотнища белое опрокинутое колоколовидное стропило, ширина концов которого составляет 1/20 длины (3/40 ширины) полотнища. Высота стропила составляет 39/40 высоты полотнища. Часть полотнища между красным треугольником и стропилом зеленая. Остальная часть полотнища красная. В треугольнике, касаясь его боковых сторон, помещено изображение белого Храма Христа Спасителя с желтыми куполами. Габаритные размеры изображения составляют 5/24 длины и 3/10 ширины полотнища. Центр изображения равноудален от боковых краев полотнища и находится на расстоянии 3/16 ширины полотнища от его верхнего края. В зеленой части полотнища помещено изображение перекрещенных белых свитка и пера, обращенного в нижний, примыкающий к древку, угол полотнища, под которыми голубой цветок льна с желтыми серединой и окантовкой. Габаритные размеры изображения составляют 9/30 длины и 1/2 ширины полотнища. Центр изображения равноудален от боковых краев полотнища и на 1/8 смещен от центра к нижнему краю полотнища.

История района. Главную ось Хамовников определила древняя смоленская дорога, идущая из Киева через Смоленск во Владимир. Вдоль нее и сформировалась улица Остоженка и ее продолжение − улица Чудовка (ныне начальный участок Комсомольского проспекта). Как свидетельствует история, в 1514 году на месте нынешнего Новодевичьего монастыря Василий III, возвращаясь из похода, в память покорения Смоленска, заложил деревянную церковь, но летопись свою знаменитый монастырь ведет только с 1525 года, года обретения иконы Смоленской Божьей Матери.

Позже, в начале XVII в., у реки появляется маленькая слобода кремлевского Чудова монастыря. Еще один женский монастырь, основанный в XVI веке, Зачатьевский, был расположен рядом с улицей Остоженка. От него сохранились надвратные ворота с церковью Спаса и фрагменты стен, а рядом сформировался самый дорогой район Москвы − Остоженка, его называют «Золотой милей».

Район входил в загородные земли Москвы, до XVIIв. поселений здесь неизвестно, видимо, место считалось неудобным и опасным из-за близости Крымского брода - одного из путей татарских набегов на Москву. В начале XVIIв. у реки появляется маленькая слобода кремлевского Чудова монастыря. Рядом с Чудовкой в XVII веке начали селиться ткачи, производившие льняную ткань. Лен на Руси назывался «хам» с XIV века обозначало льняное полотно (название предположительно произошло от индийского «хаман» − белое хлопчатобумажное полотно) − отсюда и название «Хамовники». а до 1624г. была поселена Хамовная (ткацкая) слобода. Первоначально здесь жили мастера, переселенные из Твери в 20-е годы XVII века, когда спрос на русское льняное полотно резко возрос. Первое название слободы — Тверская Константиновская, так как по сути это была переведенная из Твери Константиновская ткацкая слобода. Константиновской она называлась, вероятно, по имени или фамилии того, кто был ее создателем или первопоселенцем. Все жители ее, обосновавшись в Москве, поступали в распоряжение Хамовного двора Ткачи делали «государево хамовное дело» частично в помещении Хамовного двора в Кадашах, а частично там, где они жили: в Хамовниках, в собственных избах. Слобода сформировала две параллельные Земляному валу улицы и сложившийся государев хамовный двор дал начало ткацкой слободе.

В конце XVIIв. южная, луговая часть района стала заполняться загородными дворами высшей знати, в XVIIIв. они превратились в регулярные увеселительные усадьбы с прудами и каналами, но без значительной застройки.

В 1679 году по волеизъявлению местных ткачей построили церковь Святого Николая. Белоснежный храм Николы в Хамовниках украшен тремя рядами узорчатых кокошников, изразцами, в которых преобладают русские национальные мотивы.

В 1709 году в Хамовной слободе была создана первая казенная полотняная фабрика.

В 1718 г за Хамовной слободой было устроено отделение Московской полотняной мануфактуры, перешедшее в единоличное владение обрусевшего англичанина Джона Томаса − И.П. Тамеса. Напротив фабрики находилась его усадьба.

В начале XIX в на месте фабрики Тамеса был возведен ансамбль Хамовнических казарм, а в 1810-1820-х гг. перед ним распланирован плац. Дом Тамесов, переделанный для высших офицеров, стали называть «Шефским домом» (Комсомольский проспект, д. 13). Дальше от центра города по-прежнему лежали усадебные сады и огороды, крупной застройки в районе не было до конца XIX в.

Район формировался на протяжении столетий, сохраняя фрагменты древней застройки. (М.М. Богословский. Москва в 1870-1890-х годах). Район «Хамовники» неразрывно связан с такими громкими именами, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин, Н.И. Пирогов. В районе расположено множество Храмов, монастырей, музеев, да и сами улицы, переулки, бульвары Хамовников являются историческими памятниками.

Вплоть до конца XIX века район славился своими лугами и огородами, владельцем которых был граф В. Г. Орлов. Вверх по Москве-реке располагались дворцовые луга слободы Малые Лужники, позднее − монастырские огороды, загородные дворы и стрелецкие слободы.

В конце XVII века к зеленому живописному району проявила интерес знать, здесь возникли загородные имения с регулярными парками, прудами, постройками. Здесь селились именитые Долгорукие, Волконские, Голицыны, Трубецкие, Оболенские, Кропоткины…. Одна из усадеб принадлежала герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову. Усадебные постройки сохранились и до сих пор украшают улицу Пречистенка.Застраивать современные участки Фрунзенской набережной и Комсомольского проспекта начали лишь после революции в конце 20‑х годов. Сначала появились несколько кварталов 4‑5-этажных домов для рабочих на улицах Кооперативной, Доватора и Усачева, возле Московского шелкового комбината им. Я. М. Свердлова просторно спланированными, с озелененными дворами. Далее началась интенсивная застройка всего района, масштабы работ приняли грандиозный характер. Фрунзенскую набережную заключили в гранит, устроили причалы для речных трамваев. Появились парадные сталинские дома вдоль линии Москвы-реки. Здесь же расположили помпезное здание Министерства обороны. План реконструкции Москвы 1935г. предусмотрел прокладку через Хамовники и Лужники магистрали. К 1958 году провели мощную магистраль, соединяющую центр с юго-западом — Комсомольский проспект, который быстро застроили многоэтажными домами.

Центральный стадион им. Ленина появился в 1956 году, после его строительства район приобрел славу спортивного. Для работников ЦК в начале 1970‑х годов недалеко от метро «Фрунзенская» построили комфортабельные кирпичные дома.

Вот и получается, что район «Хамовники» как бы разбросан во времени. Стоит сравнить старинные кварталы Пречистенки и Остоженки, где сохранились архитектурные стили многих веков, с многоэтажной типовой застройкой Комсомольского проспекта или монолитом Садового кольца, и вы действительно совершаете путешествие во времени.

Исторические достопримечательности района:

Церковь Николы в Хамовниках, Тимура Фрунзе ул., д.1. Существующее здание - результат строительства 1679-1682гг., но посадский храм Тверской-Консантиновской хамовной слободы существовал с 1654г. Традиционная продольно-осевая схема построения - храм - трапезная - колокольня - подчеркивалась первоначально из полной симметрией, трапезная была одной ширины с четвериком церкви. К концу века объем трапезной был увеличен приделом Алексея Митрополита. В 1757г. в северо-восточном углу трапезной устроен придел Дмитрия Ростовского. В конце XVIIIв. к прежде раскрытому арками нижнему ярусу колокольни со всех сторон пристроены небольшие объемы, имеющие характерные для классицизма черты. Церковь сильно пострадала в 1812г., но была вскоре восстановлена. В 1896-1899гг. прежняя каменная ограда XVIIIв. заменена на существующую. Участок ограды перенесен в 1958-1959гг. на новую линию улицы. В 1965г. фасады реставрировались. В 1980-х гг. перед южным фасадом выстроен одноэтажный дом с псевдорусской декорацией. Церковь в основном наследует типичные черты посадского храма XVIIв. Как во многих других храмах того времени, использован прием, известный с XVIв. - пирамидальное завершение ярусами кокошников, причем нижний ряд здесь не отсечен карнизом от плоскости стены. Вертикальная устремленность композиции подчеркивается вытянутыми пропорциями огромных окон, острыми завершениями их наличников, стройными барабанами главок. Храм сохранил подлинный характер раскраски конца XVIIв. - белый фон и ярко красные с зеленым детали.

Палаты XVIIв. в Хамовной слободе, Льва Толстого ул., д.10. Двухэтажное, сложенное из большемерного кирпича здание с подвалом построено в 1680-1690-х гг. вблизи слободской церкви. Основной прямоугольный объем, вынесенный на линию улицы, дополнен выступами со стороны двора. Архитектурная обработка подчеркнуто лаконична. Углы здания и места примыкания поперечной внутренней стены укреплены лопатками. Не имеющие наличников окна и двери утоплены в прямоугольные ниши. Здание неоднократно перестраивалось, декор стесывался, стены покрывались штукатуркой. Памятник выявлен в 1950-х гг. архитектором Р.Подольским. Первоначальный облик зданию был возвращен во время реставрации, осуществленной в 1970-х гг. по проекту И.Казакевич и В.Путятина. На окнах восстановлены решетки, повторяющие первоначальные. В прежних формах восстановлена крутая тесовая кровля.

Шефский дом (Дом И.П. и И.И.Тамесов), Комсомольский проспект, д.13. В основе здания находятся палаты начала XVIIIв. - подклетный этаж дома И.П.Тамеса (Дж.Томаса), с 1722г. владельца Хамовнической полотняной мануфактуры. Усадьба прежде принадлежала А.Ф.Лопухину, и после его опалы была пожалована Тамесу Петром I. Описание дома содержится в челобитной вдовы Тамеса примерно 1730г., жаловавшейся на изъятие усадьбы в пользу наследников Лопухина (владение вскоре было возращено Тамесам). Дом представлял собой одноэтажные деревянные хоромы на каменных погребах, с залом в верхнем, мезонинном этаже, стоящее в глубине двора. Существующее здание, выстроенное И.И.Тамесом, сыном первоначального владельца, сохраняет облик эпохи раннего классицизма. Крупный, несколько тяжеловесный объем очень лаконичен, ризалиты едва намечены, контрастно выделяется монументальный, далеко вынесенный колонный ионический портик над центральным подъездом. Характерны для раннего классицизма усложнение стен лопатками и плоскими нишами. Пропорции позже были нарушены прорубленными во фризе окнами третьего этажа. Окна основных этажей также были растесаны. Усадьба была приобретена военным ведомством на рубеже XVIII-XIXвв. и переделан под квартиры высших офицеров и на случай приезда из Петербурга шефа полка, дом стал называться шефским. Многие офицеры, жившие в доме, стали впоследствии декабристами, в квартире обер-квартирмейстера А.Н.Муравьева формировался один из первых декабристских союзов - Военное общество. В наше время здание занимает Союз писателей России.

Хамовнические казармы, Комсомольский проспект, д.10-22. Выстроены в 1807-1809гг. по проекту Л.И.Руска на территории бывшей полотняной фабрики Тамеса. Казармы предназначались для Астраханского пехотного полка, состоявшего из трех батальонов. Три основных корпуса были выстроены по линии улицы. Нижние этажи отводились для солдат, верхние - для офицеров. По переулку стояли три корпуса по переулку - конюшни и сараи. Два одноэтажных каре по торцам ансамбля предназначались для конюшен и сараев высших офицеров. Через несколько лет перед казармами был разбит плац. В дальнейшем во дворе возводились новые здания, перестраивались и надстраивались корпуса по переулкам. Строгий ансамбль казарм является характерным и значительным памятником зрелого классицизма. Цельности ансамбля способствует единство высоты нижнего этажа - рустованных первых этажей казарм и всего периметра служб. Над ним возвышаются верхние этажи казарм с мощными портиками из четырех пар тосканских колонн. Протяженность портиков увеличена пилястрами у углов ризалитов. Плоскость фасадов подчеркивают гладкие стенки ограды между корпусами, в которых прорезаны широкие полуциркулярные арки ворот.

Хамовническая полицейская часть, Комсомольский проспект, д.16. Здание перестроено в 1830-х - начале 1840-х гг. из северо-восточного служебного корпуса Хамовнических казарм. Задняя половина служебного каре, предназначавшегося для сараев и конюшен, ныне полностью перестроена. Двухэтажное П-образное в плане здание с центральным проездом под каланчой (верхний восьмигранный ярус разобран в 1930-х гг.) обработано в позднеклассических формах. Размещение пилястр по углам и по сторонам входов и въездной арки, а также штукатурные наличники характерны для рубежа ампира и эклектики. Большую выразительность придают архитектуре здания крупные белокаменные детали - базы и капители пилястр, широкий гладкий архивольт проезда.

Жилой дом первой половины XIXв., Зубовский бул., д.15. Деревянный дом с колонным портиком - одно из наиболее типичный произведений московского ампира - сложился в течение трех периодов строительства. К 1816г. был построен центральный объем без портика и крыльев. Парадный двор фланкировали два флигеля торцами на линию проезда (снесены в начале XXв.), за домом находился сад. К 1830г. появился портик и пристройка у правого торца, а к 1839г. дом получил сохранившийся ныне облик. Монументальность архитектуры здания задана первоначальным лаконичным и укрупненным объемом. Величественный тосканский портик и пониженные крылья создают развернутую пирамидальную композицию главного фасада. Масштаб портика поддержан очень высокими арочными окнами. Садовый фасад с развернутыми в той же плоскости крыльями и горизонталью антресольных окон выглядит более приземистым и растянутым. Сейчас дом находится во дворе многоэтажного дома и практически недоступен для осмотра.

Жилой дом начала XIXв., Зубовский бул., д.27. Центральная часть дома выстроена в 1817г. по красной линии усадьбы, большую часть которого занимал сад. В то время дом представлял собой характерный для раннего ампира двухэтажный объем с мезонином и сильно выступающими сзади ризалитами. Стройную компактность фасада подчеркивал тосканский портик, охватывающий по высоте второй этаж и мезонин. К дому примыкали два одноэтажных служебных корпуса. Около 1837г. дом был расширен надстройкой служебных корпусов. Эти объемы, одной высоты с основным зданием, были обработаны как плоские ризалиты. В последней четверти XIXв. владение перешло к Дворцовому ведомству, дом был переделан под квартиры. Существующий облик фасада с мощной дорической колоннадой, возможно, также сложился лишь в это время.

Усадьба Трубецких, Усачева ул., д.1-3. Владение принадлежало князьям Трубецким с начала XVIIIв. Существующую ориентацию усадьба приобрела в конце XVIIIв. Дом и службы были выстроены со стороны Девичьего поля, ставшего ансамблем аристократических загородных дач. Почти вся территория усадьбы занимал парк с прудами. Деревянный главный дом имел открытую террасу на заднем фасаде и прямоугольный бельведер над центром. К 1838г. дом утратил бельведер, исчезли все, кроме одной, беседки по берегам прудов. В 1856г. новый владелец, провизор Р.К.Гентцельт пристроил к дому новые сени, переделал фасады, в службах завел мыловаренную фабрику. Главный дом является одним из самых древних деревянных усадебных домов Москвы. На территории парка (ныне городской детский парк) сохранилась часть прудов, мостики в формах классицизма установлены в наше время.

Гауптвахта, Комсомольский проспект, д.19, во дворе. Выстроена около середины XIXв. Существующее одноэтажное здание сохранило белокаменный карниз и строго прорисованные ампирные тосканские пилястры. Тяжелый колонный портик с несколько иными, неоклассическими модульонами, видимо, пристроен в конце XIXв. Узкие окна камер заложены или растесаны при уничтожении камер.

Манеж, Комсомольский проспект, д.17, во дворе. Выстроен около середины XIXв. за пределами ансамбля Хамовнических казарм. Состоял из собственно манежа и двух служебных корпусов, один из которых снесен. Задние дворы замыкало здание конюшни. Первоначальная обработка не сохранилась. Фасад и центральная колоннада выполнены в 1940-х - 1950-х гг. В здании помещается спортивная база ЦСКА.

Полный список улиц района: ул. 10-летия Октября, Абрикосовский пер., 1-й Архивный пер., Большой Афанасьевский пер., Барыковский пер., Малый Боженинский пер., Боровицкая пл., ул. Бурденко, Бутиковский пер., Большой Власьевский пер., Малый Власьевский пер., ул. Волхонка, 1-й Вражский пер., 2-й Вражский пер., Всеволожский пер., Всехсвятский пр., Гагаринский пер., Глазовский пер., Гоголевский бульвар, Дашков пер., пр. Девичьего Поля, Денежный пер., ул. Доватора, ул. Еланского, Еропкинский пер., ул. Ефремова,1-й Зачатьевский пер., 2-й Зачатьевский пер., 3-й Зачатьевский пер., Земледельческий пер., ул. Знаменка, Большой Знаменский пер., Малый Знаменский пер., Зубовская пл., Зубовская ул., Зубовский бульвар, Зубовский пр., Колымажный пер., Комсомольский пр., Кооперативная ул., Коробейников пер., Кремлёвская наб., Кропоткинский пер., Крымская пл., Крымский пр., Ксеньинский пер., Курсовой пер., Лебяжий пер., ул. Ленивка, Большой Лёвшинский пер., Малый Лёвшинский пер., Лопухинский пер., Лужнецкая наб., Лужнецкий пр., ул. Лужники, Мансуровский пер., Большой Могильцевский пер., Малый Могильцевский пер., Молочный пер., Нащокинский пер., 1-й Неопалимовский пер., 2-й Неопалимовский пер., 3-й Неопалимовский пер., Несвижский пер., Новодевичий пр., пл. Новодевичьего Монастыря, Новодевичья наб., Новоконюшенный пер., Новокрымский пр., Новолужнецкий пр., Оболенский пер., 1-й Обыденский пер., 2-й Обыденский пер., 3-й Обыденский пер., Олсуфьевский пер., ул. Остоженка, Большая Пироговская ул., Малая Пироговская ул., Плотников пер., ул. Плющиха, Погодинская ул., Пожарский пер., Померанцев пер., ул. Пречистенка, Пречистенская наб., пл. Пречистенские Ворота, Пречистенский пер., Пуговишников пер., ул. Россолимо, Ростовская наб., 2-й Ростовский пер., 4-й Ростовский пер., 6-й Ростовский пер., 7-й Ростовский пер., Ружейный пер., Саввинская наб., Большой Саввинский пер., Малый Саввинский пер., ул. Савельева, Серпов пер., Сеченовский пер., пер. Сивцев Вражек, Смоленская ул., Смоленская-Сенная пл., Смоленский бульвар, Соймоновский пр., Староконюшенный пер., ул. Льва Толстого, Трубецкая ул., 1-й пер. Тружеников, 2-й пер. Тружеников, 3-й пер. Тружеников, Турчанинов пер., Усачёва ул., Учебный пер., ул. Тимура Фрунзе, Фрунзенская наб., 1-я Фрунзенская ул., 2-я Фрунзенская ул., 3-я Фрунзенская ул., ул. Хамовнический Вал, Хилков пер., пер. Хользунова, Хрущёвский пер., Чертольский пер., Чистый пер., Большой Чудов пер., 1-й Шибаевский пер., Языковский пер.

Станции метро: Парк культуры, Кропоткинская, Фрунзенская, Смоленская, Киевская, Спортивная, Воробьёвы горы.